Регистрация АНО
Автономная некоммерческая организация (АНО) — второй по распространенности вид некоммерческих организаций. Из всего множества форм НКО он уступил лидерство лишь общественным организациям.
Что такое АНО
Это некоммерческая организация, которая не имеет членства и создается для оказания спортивных, медицинских, образовательных, социальных, правовых и прочих услуг. Её деятельность регулируют Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
В такой форме часто открывают частные детские сады и школы, спортивные секции, медицинские учреждения и творческие студии.
Кто и как учреждает (создает) АНО
Порядок создания схож с ООО. Один или несколько учредителей, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами, принимают решение о создании АНО. Это решение оформляется письменно и становится первым учредительным документом организации. Если учредителей два и более, решение о создании называется протоколом.
При создании, учредители формируют имущество своими добровольными взносами. Важно, что право собственности на такое имущество переходит к организации, а учредитель, напротив, перестает быть его собственником. Если впоследствии учредитель захочет выйти из состава АНО, он не получит компенсации за ранее внесенное имущество.
Автономная некоммерческая организация не отвечает по обязательствам своих учредителей, а те не отвечают по ее обязательствам.
Текущим управлением занимается назначенный директор. При этом учредители не отстраняются от деятельности созданной ими организации полностью. А осуществляют надзор за ней в порядке, который должен быть описан в Уставе.
Название АНО и устав
Основным учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав. Общие требования к содержанию устава указаны в ст.14 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Однако существуют специальные требования к содержанию уставов. Например, описание порядка осуществления надзора учредителей за ее деятельностью. Если же это образовательная организация, также необходимо указать виды образовательных программ и др.
Крайне важно верно написать название в уставе. Согласно закону, правильное наименование некоммерческой организации содержит указание на ее форму и характер деятельности. На практике учредители часто подбирают названия для АНО, не соответствующие этому требованию, что влечет отказ в регистрации.
Необходимые для открытия документы
Заявитель обязан подать в Минюст следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица по форме №Р11001 (утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ в ред. от 15.08.2022);
- устав ;
- решение или протокол о создании АНО;
- сведения об учредителях;
- сведения об адресе (вместе с гарантийном письмом от владельца коммерческой недвижимости или согласием собственников жилья);
- квитанцию об уплате госпошлины (когда требуется).
Однако в зависимости от специфики ситуации указанный перечень документов может оказаться длиннее, иначе последует отказ в регистрации.
Запрашиваемые документы необходимо заполнить в строгом соответствии с законом. Это относится не только к содержанию, но и к оформлению. Если какой-либо документ состоит из двух и более страниц, он обязательно прошивается согласно требованиям делопроизводства. Любая неточность приведет к приостановлению или даже к отказу в регистрации.
Протокол или решение о создании АНО
Решение — если учредитель один.
Протокол — если учредителей несколько
Как правильно оформить протокол/решение
В протоколе необходимо отразить подробности решения о создании организации и указать обязательную информацию:
- дата и место проведения собрания или принятия решения;
- форма проведения заседания (очно/заочно);
- список учредителей;
- повестка собрания;
- председателя и секретаря собрания;
- лицо ответственное за подсчет голосов;
- наименование АНО;
- органы управления автономной некоммерческой организацией;
- адрес местонахождения организации (юридический адрес);
- определить порядок, размер и способ формирования имущества организации;
- лиц ответственных за проведение процедуру государственной регистрации организации;
- голоса по каждому вопросу;
- подписи всех участников собрания.
Основные требования при заполнении заявления Р11001 на государственную регистрацию АНО
Соблюдайте эти требования для формы Р11001, чтобы избежать отказа в регистрации компании из-за ошибок в оформлении:
На первом листе, где выбирается форма собственности — АНО, укажите полное и сокращенное наименование, а также юридический адрес.
Лист В — укажите сведения об учредителях.
Лист Е — укажите сведения о лице, которое имеет право действовать от имени АНО без доверенности.
Лист И — заполните информацию о видах экономической деятельности, не вносите в него все коды ОКВЭД целиком, укажите основной, который соответствует вашему уставу.
Лист Н — заполните информацию о заявителе. Если заявитель физическое лицо выберите цифру 1 в первом пункте. Если заявитель юридическое лицо — цифру 2.
Распечатайте только те листы, которые заполнены. Пустые листы не прикладывайте. Номер телефона укажите без скобок и пробелов, начиная с +7
Заявление необходимо заверить у нотариуса. Если вы являетесь заявителем и подаете документы лично, можно сделать это непосредственно в Минюсте при подаче документов на регистрацию автономной некоммерческой организации.
Как открыть автономную некоммерческую организацию: пошаговое руководство
Чтобы открыть АНО, ее необходимо зарегистрировать в Минюсте. Выбор ответственного за регистрацию территориального органа Минюста зависит от места регистрации.
Существует 4 способа подачи документов на регистрацию НКО:
- лично в Минюст
- через представителя (потребуется нотариальная доверенность)
- в электронном виде через портал Госуслуг (необходима ЭЦП, но не придется платить госпошлину)
- письмом через Почту России (обязательно составление описи вложения).
4 шага для успешной регистрации
1. Необходимо выбрать название — к наименованию АНО предъявляются определенные требования:
— название должно быть уникальным и отражать характер осуществляемой деятельности.
— название должно начинаться с АНО / автономная некоммерческая организация
Например — АНО «Центр экологической заботы о планете».
Чтобы использовать в названии АНО слова — «Россия», «Российская Федерация», необходимо получить специальное разрешение, без которого НКО с таким названием не зарегистрируют.
2. Нужно подготовить устав организации.
Устав — это самый главный документ для АНО, который основательно изучается Министерством юстиции. Допущенные ошибки и неточности, могут стать причиной отказа в регистрации.
Устав АНО должен соответствовать требованиям, установленным в п.2 ст.123.24 ГК РФ.
В уставе АНО должно быть указано:
- название;
- местонахождение;
- предмет и цели деятельности АНО;
- порядок формирования органов управления АНО и их компетенции;
Учредители управляют деятельностью в порядке, который прописан в уставе. В некоммерческой организации нет членства, поэтому создается высший коллегиальный орган управления.
- порядок внесения изменений и дополнений в устав;
Изменения и дополнения в устав относятся к компетенции высшего органа управления АНО, подлежат государственной регистрации.
- информация об источниках формирования имущества и денежных средств организации;
- иные положения
В случае ликвидации АНО, в уставе указывается порядок использования имущества, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.
3. Решение или протокол о создании АНО, утверждение устава, который утверждается АНО на общем собрании.
4. Подача пакета документов в Минюст РФ на регистрацию.
Сроки регистрации
Регистрация, как правило, занимает около полутора месяцев. Министерство юстиции рассматривает документы в течении 14 дней с момента подачи.
В последний день рассмотрения, необходимо связаться с министерством и уточнить о решении.
Если документы прошли правовую экспертизу, то Минюст сам отправляет их в Управление ФНС, это займет около 7 дней. Налоговая изучает документы и при положительном решении вносит запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
После этого ФНС отправляет пакет документов обратно в Минюст и в Министерстве окончательно регистрируют организацию и выпускают дополнительное свидетельство о регистрации. Вс это займет 14 дней — 7 дней на доставку из ФНС и 7 дней на регистрации Министерстве юстиции.
По истечении установленного срока нужно позвонить в Минюст и если все готово, то получить пакет документов.
В него входит:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство Министерства юстиции о регистрации;
- лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- устав с отметкой Министерства юстиции.
Стоимость регистрации АНО
Государственная пошлина за регистрацию составляет 4 000 руб. Также придется потратить несколько тысяч на нотариальные услуги. Точный размер зависит от выбранного способа подачи документов.
Если в поданных на регистрацию документах обнаружатся ошибки, Минюст откажет в регистрации. В этом случае вы потеряете и деньги, и время.
Чтобы избежать такого сценария, доверьте создание автономной некоммерческой организации нам. Юристы компании «Все юрадреса» регистрируют все возможные формы НКО в Москве и Московской области уже 21 год. Наши глубокие знания законодательства и многолетний практический опыт гарантируют правильную подготовку учредительных документов и соблюдение всех правил их оформления.
Цена регистрации АНО в нашей компании — от 25 000 рублей (пошлина и нотариальные расходы оплачиваются отдельно). В цену включены услуги:
- исчерпывающее консультирование по вопросам регистрации: с первой встречи и до полного завершения наших обязательств;
- выбор видов деятельности (с кодами ОКВЭД)
- определение верного фирменного наименования согласно вашим пожеланиям и требованиям закона
- подбор оптимальной системы налогообложения
- изготовление устава и решения (протокола) о создании
- подготовка полного пакета документов для регистрации в Минюсте, включая заявление по форме №Р11001
- подача документов в Минюст и их получение по завершению регистрации
- получение письма Госкомстата о присвоении кодов статистики
- получение уведомлений о регистрации НКО в ПФР и ФСС.
Также дополнительно компания «Все юрадреса» готова предоставить вашей организации юридический адрес, разработать эскизы печати и логотип, изготовить круглую печать, помочь с открытием расчетного счета.
Что делать после регистрации?
После получения документов необходимо:
- выпустить приказ о назначении руководителя;
- получить коды статистики;
- изготовить печать АНО;
- открыть расчетный счет;
- поставить НКО на бухгалтерский учет или найти бухгалтера и заключить договор на бухгалтерское сопровождение.
Может ли АНО получать прибыль
Как и любая некоммерческая организация, АНО не вправе заниматься предпринимательством как основным видом деятельности. Например, если это частная школа, значит, основным видом ее деятельности будут обучение и просвещение, а не извлечение прибыли.
При этом компания вправе заниматься предпринимательством, если это соответствует цели ее создания. На примере той же частной школы это значит, что АНО вправе проводить платные занятия. А полученную прибыль после уплаты зарплаты, налогов и т.п. направить на организацию бесплатных занятий для детей из малоимущих семей.
Преимущества АНО
- Простой порядок учреждения: никакого членства; достаточно одного учредителя
- Возможность получать прибыль
- Возможность принимать добровольные взносы
- Отсутствие взаимной ответственности АНО и ее учредителей по обязательствам друг друга
- Льготное налогообложение.
Место нахождения АНО
Юридический адрес должен совпадать с адресом ее исполнительного органа (руководителя). Он указывается в учредительных документах. Это может быть как офис, так и квартира. В первом случае при регистрации нужно предоставить гарантийное письмо от собственника нежилого помещения о его согласии заключить договор аренды. Во втором случае потребуется согласие всех собственников жилья на регистрацию в квартире.
У нас это бесплатно!
г. Москва, Кудринская площадь, д.1
Мы работаем с 9:00 до 18:30 с понедельника по пятницу.
Действует контрольно-пропускная система.