Как открыть ИП онлайн

11 мин.
311 просмотров

ИП — это физическое лицо, зарегистрированное в ФНС в особом статусе, который позволяет законно вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Рассказываем, как зарегистрировать статус ИП онлайн и что для этого нужно.

Подготовительный этап

Начинающему предпринимателю перед тем, как регистрировать ИП, необходимо изучить все особенности правового статуса, оценить стоимость содержания, а также возможные риски при ведении бизнеса.

Одно из ключевых отличий статуса ИП от юридического лица — это отсутствие разграничения личного имущества и имущества предпринимателя. Индивидуальный предприниматель в отличии от ООО несет финансовую ответственность перед кредиторами всем своим личным имуществом, начиная от банковского счета и заканчивая телевизором и кофемашиной. Это значит, что при предъявлении требований со стороны кредиторов и невозможности удовлетворить их имеющимися денежными средствами, имущество предпринимателя будет реализовано на торгах для покрытия финансовых обязательств.

Тогда как учредители ООО не отвечают по обязательствам организации личным имуществом, за исключением случаев привлечения их к субсидиарной ответственности. Такое бывает достаточно редко, при условии наличия прямых доказательств того, что руководство организации проводило махинации с документами, денежными средствами и имуществом.

Оценить стоимость содержания статуса ИП не сложно. Она складывается из обязательных ежегодных платежей в фонды и налога на доходы ИП в зависимости от выбранной системы налогообложения. В 2024 году размер обязательных годовых взносов — 49 500 ₽. С каждым годом фиксированные взносы повышаются: 

  • в 2025 году — 53 658 ₽
  • в 2026 году — 57 390 ₽
  • в 2027 году — 61 154 ₽

Эти взносы предприниматель обязан уплатить вне зависимости от размера прибыли или убытка. И даже если ИП не занимался вообще предпринимательской деятельностью.

Взносы перечисляются в ФНС единым платежом и распределяются налоговой службой по фондам на пенсионное и медицинское страхование. Если предприниматель регистрируется в середине года, то сумма рассчитывается за оставшийся календарный период.

Также на подготовительном этапе нужно определиться с системой налогообложения и выбрать коды ОКВЭД. По умолчанию ИП регистрируют по общей системе налогообложения, но большинство ИП переходят на УСН — Упрощенную систему налогообложения. Она упрощает составление отчетности и снижает расходы на бухгалтерское обслуживание. Еще ИП может выбрать патентную систему налогообложения (ПСН) или автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Если предприниматель занимается сельским хозяйством, то ему доступен ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. При выборе кодов необходимо выбрать основной вид деятельности, по которому планируется получать основной доход. Помимо этого, можно выбрать и дополнительные коды, которые могут понадобиться в работе.

Электронная подпись

Чтобы открыть ИП онлайн, потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Эта подпись имеет максимальную защиту и равнозначна собственноручной подписи человека. Она позволяет удаленно подписывать заявления, заявки, уведомления, декларации и другие документы.

Квалифицированная электронная подпись состоит из уникального цифрового кода, который в виде файла прикрепляется к документу при подписании. Подпись получают в налоговой и записывают на специальную флэшку — токен. Токен приобретается у оператора, который сертифицирован ФСТЭК или ФСБ России. Дополнительно к подписи на токен записывается сертификат, в котором указана информация о подписи и её владельце.

Для использования электронной подписи также потребуется программа «КриптоПро CSP». Она устанавливается на компьютер, на котором планируется подписывать документы. Одна лицензия программы «CryptoPro CSP» работает только на одном устройстве, поэтому если потребуется работать, например, и на домашнем, и на офисном ПК, потребуется 2 лицензии. 

Как получить электронную подпись

Для того чтобы получить УКЭП, нужно:

  • купить токен;
  • подготовить документы: паспорт, СНИЛС и ИНН;
  • подать заявление в налоговую.

В ФНС поддерживаются токены USB Тип-А. Например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ. 

Приобрести ключевой носитель можно у производителей, их дистрибьюторов, у операторов электронного документооборота, доверенных лиц удостоверяющего центра ФНС России или в вендинговых аппаратах, установленных в налоговых инспекциях.

ЭЦП выпускают достаточно быстро, прямо при заявителе. Это занимает примерно 15 минут. 

При покупке токена обратите внимание на срок действия сертификата. По истечении указанного срока в сертификате, если его действие не продлит ФСБ, придется купить новый токен и заново перезаписывать УКЭП и сертификат к ней. 

Срок действия ключей 15 месяцев, после этого подпись необходимо продлить в удостоверяющем центре. Для этого надо подать в налоговую документы на продление за 20 дней до окончания срока.

Электронная подпись через “Госключ”

С 2021 года в России действует специальное мобильное приложение “Госключ”, которое позволяет подписывать документы без получения электронной подписи. Это приложение разработано Минцифрой и доступно для скачивания с сайта Минцифры или Госуслуг. Подписанные с помощью “Госключа” документы имеют юридическую силу.

В “Госключе” доступны 2 вида подписи: простая электронная подпись и квалифицированная электронная подпись. Для подписания заявления на регистрацию ИП необходима квалифицированная подпись. Чтобы ее поставить, необходимо иметь:

  • подтвержденную учетную запись на портале “Госуслуг”;
  • смартфон с NFC-модулем;
  • загранпаспорт нового поколения с биометрическими данными.

Как вариант, подтвердить свою личность можно через Единую систему биометрических данных. Для этого использовать мобильное приложение “Госуслуги биометрия” или обратиться в центр обслуживания биометрии. В последнем случае возьмите с собой паспорт и СНИЛС.

Документы для регистрации ИП онлайн

Комплект документов для открытия ИП онлайн состоит из обязательных и дополнительных документов, которые требуются в зависимости от ситуации заявителя.

Обязательные документы:

  • заявление по форме Р21001;
  • паспорт.

Дополнительные документы в зависимости от ситуации:

  • если заявитель — несовершеннолетний (до 18 лет), то потребуется согласие одного из родителей, разрешение органов опеки или решение суда о признании заявителя полностью дееспособным. Подойдет любой из перечисленных документов.
  • если заявитель — иностранец, то потребуется перевод документа, удостоверяющего личность заявителя, на русский язык. Копия Вида на жительство (ВНЖ) или Разрешения на временное пребывание (РВП). Если в паспорте или другом аналогичном документе нет информации о месте и дате рождения, то дополнительно потребуется свидетельство о рождении и его нотариальный перевод.
  • для ведения деятельности в сфере образования потребуется справка об отсутствии судимости. Перечень таких видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 285.

Регистрация через ФНС

Для того чтобы зарегистрировать ИП через сервис ФНС, необходимо войти в личный кабинет на сайте налоговой или авторизоваться одним из предложенных способов. Самый простой из них, если у вас нет личного кабинета в налоговой, — войти через портал Госуслуги (ЕСИА).

После авторизации можно сразу приступить к заполнению формы Р21001. Сведения о заявителе автоматически заполняются данными из профиля. Для этого надо нажать кнопку “Заполнить данными профиля”. Тогда останется заполнить одно поле, в котором нужно указать адрес фактического местонахождения, затем перейти к следующей странице заявления.

На второй странице будет предложено выбрать коды экономической деятельности — ОКВЭД. Основным кодом необходимо выбрать тот, по которому планируется получение основного дохода. Для этого воспользуйтесь поиском по названию виды деятельности или по его коду, если вы заранее подобрали коды в ОКВЭД.

Помимо основного кода, рекомендуем выбрать сопутствующие вашей деятельности коды. Например, ОКВЭД для автосервиса — 45.20. В этот вид деятельности автоматически включены сопутствующие коды, которые входят в группу — 45.20.1; 45.20.2; 45.20.3; 45.20.4. Отмечать их галочками не обязательно.

Дополнительной деятельностью может быть, например, продажа автозапчастей ОКВЭД 45.32. Его следует добавить, если при обслуживании автомобилей планируете продавать клиентам запчасти и автомобильные принадлежности. При необходимости вы можете выбрать любые коды ОКВЭД в любом количестве.

На следующей странице вам нужно выбрать и отметить основной вид деятельности:

На следующей странице необходимо указать контактную информацию. Обратите внимание, что адрес электронной почты подтягивается автоматически из профиля. Поменяйте его, если планируете пользоваться другой почтой для ведения бизнеса, чтобы не пропустить важные уведомления и отправленные вам документы. Укажите рабочий телефон, по которому при необходимости с вами могут связаться сотрудники государственных ведомств.

Внизу страницы поставьте галочку, если дополнительно хотите получить документы о регистрации ИП в бумажном виде.

Следующим шагом необходимо выбрать систему налогообложения из 5 предложенных вариантов:

  • УСН — упрощенная система налогообложения;
  • АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения;
  • ПСН — патентная система налогообложения;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • НПД — налог на профессиональный доход.

На этом шаге можно ознакомиться с деталями по каждой системе налогообложения и выбрать наиболее подходящую в зависимости от планируемого денежного оборота и количества сотрудников. Налоговый режим привязан к размеру годового дохода и количеству наемных сотрудников, поэтому некоторые варианты могут быть недоступны при увеличении этих параметров.

При некоторых особенностях бизнеса предложенные упрощенные режимы недоступны. Так, например, при производстве подакцизных товаров предприниматель будет зарегистрирован по общей системе налогообложения.

После выбора подходящего варианта его необходимо отметить и нажать кнопку “Выбрать”.

После выбора налогового режима на следующей странице сервис предлагает дистанционно открыть расчетный счет в банке, одновременно с подачей заявления. Обязательным условием будет наличие подтвержденной биометрии в системе ГИС ЕБС. Этот шаг можно пропустить, отказавшись от услуги внизу страницы.

На следующем этапе необходимо выбрать способ отправки заявления. На странице указаны возможные способы подачи заполненного заявления:

  • в электронном виде с подписанием на сайте ФНС России
  • в электронном виде с подписанием в Госключе — для этого необходимо иметь: подтвержденную учетную запись на госуслугах; приложение Госключ; смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт нового поколения с биометрическими данными;
  • через МФЦ или нотариуса;
  • направить электронную заявку (без электронной подписи заявителя) — необходимо однократно посетить налоговую инспекцию
  • в бумажном виде, при личном обращении заявителя в регистрирующий орган.

После проверки необходимо подписать документ и направить в ведомство. При необходимости можно скачать заявление, чтобы его распечатать и подать через МФЦ, нотариуса или напрямую в налоговую, если нет электронной подписи.

Регистрация ИП через Госуслуги

Вопреки распространенному мнению открыть ИП через портал “Госуслуги” нельзя. Необходимо воспользоваться иными способами. Открыть ИП онлайн можно только на сайте ФНС nalog.ru. Остальные способы предполагают личное присутствие или присутствие представителя с нотариальной доверенностью. Это открытие ИП через МФЦ, у нотариуса, в налоговой инспекции или отправка документов Почтой России.

Регистрация ИП через МФЦ

Через МФЦ (многофункциональный центр) можно зарегистрировать статус ИП, но для этого нужно либо подать документы лично либо отправить своего представителя с доверенностью. Следует иметь в виду, что необходимо подать документы в то МФЦ, которое относится к вам по месту регистрации.

Для регистрации понадобится принести:

  • заявление по форме Р21001. Расписываться заранее не нужно, потому что подпись заверит сотрудник МФЦ.
  • паспорт и его копию;
  • квитанцию об уплате госпошлины, если выбранное МФЦ направляет документы в ИФНС на бумажном носителе.

Если между МФЦ и ИФНС налажено электронное взаимодействие, то госпошлину оплачивать не нужно.

Получите консультацию эксперта
Подберем несколько подходящих вариантов адреса за 5 минут. Ответим на вопросы, сориентируем по дальнейшим шагам
* Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Заявка успешно отправлена
Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Еще посты
12 мин.
275 просмотров
Сегодня маркетплейсы — простой способ начать собственный бизнес. Маркетплейс предоставляет всю инфраструктуру для размещения товаров, поиска покупателей, продажи и доставки заказа. Всё, что нужно начинающему бизнесмену — выбрать продуктовую нишу и зарегистрироваться на площадке. Единственное условие...
13 мин.
215 просмотров
Когда человек хочет заняться бизнесом, ему не обязательно открывать компанию. В России действует специальные режимы для малого бизнеса. Начинающий предприниматель может стать ИП или самозанятым. Разберемся, чем отличаются эти статусы и какой лучше выбрать.
7 мин.
450 просмотров
После открытия ООО руководителю необходимо подготовиться к началу предпринимательской деятельности. Для этого нужно зарегистрироваться в разных государственных органах, открыть счет в банке, организовать налоговый и бухгалтерский учет и многое другое. Рассказываем нюансы, которые нужно учесть после...
Оставьте заявку
Если цена значительно ниже среднерыночной, высока вероятность, что помещение не соответствует критериям налоговых инспекций
* Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Заявка успешно отправлена
Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Оставьте заявку
Если цена значительно ниже среднерыночной, высока вероятность, что помещение не соответствует критериям налоговых инспекций
* Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Заявка успешно отправлена
Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Получить на почту
Оставьте ваши контактные данные и мы пришлем файл вам на почту
* Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Заявка успешно отправлена
Файл будет отправлен на Ваш почтовый адрес