Юридический и фактический адрес
В чем разница между юридическим и фактическим адресом?
Юридический адрес — это адрес компании или ИП, который зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц. У индивидуального предпринимателя — это домашний адрес. У ООО, ПАО, АО и других организаций — это оборудованное для ведения коммерческой деятельности нежилое помещение, которое должно отвечать требованиям законодательства и нормам СанПин.
Юрлицам также разрешено регистрировать юр адрес в жилом помещении, если оно в собственности или есть согласие всех жильцов. Регистрация в квартире запрещена для определенных видов деятельности, например для банковской деятельности, производства и любых видов деятельности, для которых нужна лицензия.
Фактический адрес — это адрес, по которому фактически находится компания. Для налоговой нет разделения между юридическим и фактическим адресами, потому что по закону организация должна находится по месту регистрации. Если налоговая обнаружит, что юридический и фактический адреса не совпадают, то это будет основанием признать сведения об организации недостоверными.
Что делать, если юридический и фактический адрес не совпадают?
Многие предприниматели пользуются услугой предоставления юридического адреса без аренды офиса и регистрируют компанию по такому юр адресу. Это значит, что адрес организации вносится в реестр юридических лиц, но фактически фирма там не находится.
При таком способе регистрации предпринимателю нужно, во первых, выбрать качественный юр адрес, а во вторых, вовремя получать корреспонденцию и отвечать на запросы налоговой службы в положенный срок.
Первый сигнал для ФНС о том, что компания не находится по указанному адресу, — это вернувшиеся письма и запросы, которые остались без ответа. В этом случае инспекция может инициировать выездную проверку для того, чтобы убедиться, что сведения о компании, указанные в реестре, соответствуют действительности.
Также налоговая направляет запрос с уточнением сведений об адресе. Получив такой запрос, нужно ответить на него и приложить документы, подтверждающие местонахождение компании по указанному адресу, например, актуальный договор аренды помещения, копии планов БТИ, платежки за аренду и другое.
Критерии надежности юридического адреса:
- адрес находится в помещении, которое внесено в реестр и относится к нежилым;
- адрес не массовый — зарегистрировано менее 5 компаний;
- в помещении выполнен ремонт и есть мебель;
- собственник предоставляет полный комплект документов и заверенные копии;
- есть услуга подтверждения местонахождения организации при выездных проверках;
- есть возможность забирать корреспонденцию или организовано почтовое обслуживание.
Необходима ли регистрация обособленного подразделения?
Обособленное подразделение (ОП) — это неотъемлемая часть организации, которая ведет деятельность вне юридического адреса компании. Это может быть магазин, мастерская, салон красоты, торговая точка и т.д.
Если такое подразделение открыто на срок более одного месяца, а также оборудовано стационарными рабочими местами, то его регистрация в ФНС обязательна.
Регистрация обособленного подразделения проводится на основании решения единственного учредителя или протокола собрания нескольких участников общества. Также после составления решения или протокола собрания выпускается приказ и правила работы подразделения.
В приказе указывают:
- документ, на основании которого создается ОП — решение/протокол собрания;
- наименование обособленного подразделения;
- адрес подразделения;
- ФИО руководителя;
- срок постановки на учёт в налоговой.
В правилах работы подразделения прописывают всю информацию, которая определяет задачи и цели ОП, направление деятельности, штатное расписание, полномочия сотрудников, график работы и другие детали.
Спустя 30 дней после регистрации подразделения необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту регистрации головного офиса. Уведомление составляется по утвержденной форме С-09-3-1.
Каковы риски, если организация не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию?
Чтобы убедиться, что компания фактически располагается по указанному в реестре адресу, ИФНС направляет запрос в адрес организации с требованием уточнить сведения и предоставить подтверждающие документы.
Если в течении 30 дней руководство компании не удовлетворит требования налоговой, то в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о недостоверности сведений. Чтобы этого не случилось, нужно вовремя получать корреспонденцию и отвечать на запросы налоговой службы в положенный срок.
С этого момента у компании есть три месяца, чтобы это исправить и зарегистрировать в ЕГРЮЛ новый адрес местонахождения. Ну а если и этого не сделать, то финансовую деятельность компании ограничат, заблокировав банковские счета, а также исключат из реестра. Еще через шесть месяцев бездействия руководства компанию принудительно ликвидируют.
Что делать, если потеряна связь с продавцом юридического адреса?
Аренда или покупка юридического адреса оформляется договором аренды нежилого помещения на 11 месяцев с возможностью пролонгации. Если вы купили юридический адрес, оплатили стоимость услуг и зарегистрировали по этому адресу компанию, то в дальнейшем нужно иметь доступ к поступающей корреспонденции, а также возможность принять выездную проверку налоговой.
Если такая возможность реализована продавцом и вам не нужно от собственника дополнительных документов, то можно дальше работать, не переживая за неприятные последствия.
В случае если нет доступа к поступающей почте, а с продавцом так и не получается связаться, то, скорее всего, придется поменять юридический адрес, потому что вы пропустите все уведомления и запросы от налоговой. Это повлечет за собой проверку и внесение сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ. Чтобы не пропустить появление отметки, нужно не реже чем раз в две-три недели заказывать выписку из ЕГРЮЛ.
Если вы увидели в выписке отметку о недостоверности, необходимо подобрать новый, более надежный, юридический адрес и внести изменения в реестр юридических лиц, предоставив комплект документов для регистрации нового адреса.